«Снижение потолка цен на нефть» — что изменилось на рынке

«Снижение потолка цен на нефть» — что изменилось на рынке

Разбираемся в причинах и последствиях этого события для российской экономики.

Что такое «потолок цен», который снизили?

Поток цен это механизм санкционного давления, направленный против стран-экспортеров углеводородного сырья. Он предполагает установление предельного уровня цены за ресурс при его продаже определённым странам или компаниям из числа союзников России. За счёт таких ограничений экспортёры получают меньше денег за свой товар. Изначально западные страны хотели установить такой верхний предел не только на российскую нефть, но и другие энергоносители (уголь, газ), а также угольную продукцию. Однако сделать это оказалось непросто — как раз по той причине, что такие ограничения могут навредить именно тем экономикам, которые их устанавливают. Поэтому пока этот инструмент используется только для нефти.

Европейский Союз принял решение о введении такого механизма ещё весной прошлого года. В качестве отправной точки было установлено значение в $120 за баррель марки Brent . Но перед стартом работы он был скорректирован под реальные рыночные условия: фактически стоимость бочки этой маркальной нефти составляла около 98 долларов США. С тех пор цена постоянно менялась, сначала она выросла выше значения лимита ($143) почти сразу после принятия решения, потом упала ниже него, оставалась стабильной некоторое время, снова росла и так далее. Всё зависит от мировой ситуации, спроса, предложения и других факторов. Так или иначе европейская сторона вынуждена периодически обновлять цену и учитывать текущие реалии рынка. Последнее обновление произошло в середине февраля нынешнего года. Тогда стоимость нефти составила примерно $70 за баррель, то есть была значительно дешевле заявленного потолка. После этого уровень несколько поднялся, чтобы достичь примерно $80–$85 к началу марта. Именно эта цифра стала новой базовой точкой для дальнейшей корректировки. Как сообщает Еврокомиссия, новый потолок установлен на уровне $90 за барел. Соответствующий указ вступил в силу 1 апреля 2024 года.

Чем обернётся изменение потолка цен для российских производителей?

Этот вопрос достаточно сложный, потому что многое будет зависеть от ряда условий. Начнём с того, что Россия является крупнейшим мировым экспортёром нефти вместе со Саудовской Аравией. Это значит, что страна может перебросить большую часть своих объёмов поставок другим покупателям даже без использования морских маршрутов транспортировки. Такие поставки осуществляются через трубопроводы, железную дорогу и автомобильный транспорт. Общий объем добычи чёрного золота составляет порядка 5 млн тонн ежемесячно, значительная доля которого идёт на внутренние нужды российского производства нефтепродуктов. Также крупные объемы продаются Китаю, Индии и Турции. Излишек можно отправить в Юго‑Восточную Азию, Африку и Латинскую Америку. Для этих регионов российский рынок станет более привлекательным. Кроме того, существует возможность продажи части продукции внутри ОПЕК+ — например, ОАЭ могли бы увеличить свои объёмы добычи вместо России. Такой вариант возможен, если совместные усилия позволят сохранить общий поток организации на прежнем уровне. Все эти возможности позволяют предположить, что падение доходов от экспорта отечественного топлива в результате внедрения потолка цен будет незначительно. К тому же Россия активно развивает новые торговые связи во многих странах мира. Она увеличивала производство товаров первой необходимости и потребительского сектора. Эти направления стали важными источниками дохода благодаря резкому сокращению импорта зарубежных брендов. Теперь государство делает ставку на увеличение доли внутреннего производства промышленных компонентов и комплектующих. Вопрос заключается лишь в том, насколько быстро сможет реализоваться потенциал роста экспорта всех видов производимой нашей промышленностью продукции. Сейчас прогнозировать наверняка сложно, однако уже очевидно, что давление внешних регуляторов нельзя считать причиной катастрофических потерь российского бюджета. Главное преимущество здесь заключает в самостоятельности нашего государства в определении ценовой политики. Если Европа захочет ввести дополнительный потолок на бензин или дизельное топливо, нам придётся адаптироваться к новым условиям, но мы сможем избежать каскадных негативных эффектов. Этому способствует большая гибкость нашей системы налогообложения. Мы можем компенсировать потери бюджета разными способами, включая ребаланс расходов федеральных фондов, повышение тарифов на некоторые виды внутренних услуг, расширение источников финансирования дефицита, привлечение инвестиций, развитие новых кана