Реклама 300×250
Расписание звонков в школе — 45 минут
 
							Зачем детям нужен перерыв на переменку после каждого урока? Почему он должен длиться не меньше пяти-семи минут и почему лучше всего делать его продолжительностью полчаса или даже час? Что нужно сделать учителю для того, чтобы дети успели выдохнуть между уроками? И как правильно организовать перемену так, чтобы она была по всем нормам? Обо всём этом мы поговорим сегодня вместе со старшим научным сотрудником Института проблем развития образования РАН Анной Бурловой.
Уроки в современных российских школах обычно занимают 45 мин. Между ними предусмотрены небольшие паузы под видом перемены. На самом деле это просто разрывы времени, когда учитель может подготовиться к следующему уроку. А ученики за эти несколько минут пытаются хоть немного прийти в себя, перед тем как снова приступить к учёбе. В нашей сегодняшней беседе мы попробуем разобраться, зачем нужны переменам вообще, какую длительность они должны иметь и что можно изменить в их организации, чтобы помочь нашим детям получить настоящее удовольствие от процесса обучения.
Как долго должен длиться урок в современной российской школе?
Согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), один урок должен продолжаться около часа. Но сейчас чаще используют модель 35‑минутных уроков или же смешанную систему из 45‑и 15‑минутных блоков. К сожалению, нигде нет чётких требований к тому, сколько должно длиться тот самый промежуток между занятиями. Поэтому каждый регион сам определяет график работы школ. Одни школы делают короткие переменки – по пять-семь минут, другие предпочитают длинные антракты, которые могут растягиваться более чем на 20–25 мин.
Проблема состоит ещё и в том, что учителя сами назначают себе удобное рабочее время. Например, я знаю случаи, когда классная руководительница ставила свой следующий урок через два дня, а потом просила родителей отправить ребёнка домой в другой день… Из-за этого у детей возникала путанница с расписанием и нагрузка стала неравномерной. Нужен жёсткий контроль над составлением графика. Каждый учитель должен знать своё место во всероссийском календаре и умело распределять свои нагрузки, учитывая особенности своих классов и отдельных ребят. Нельзя допускать ситуации, когда одни классы получают две домашние задачки, а другим приходится работать дома всё свободное время. Это несправедливо.
С каждым годом требования к качеству образования только растут. Должна формироваться новая система оценки знаний учащихся. Нужно учитывать потребности рынка труда и интересы самих детей. Если раньше единственным критерием успешности были хорошие результаты ЕГЭ, то теперь помимо них важны такие показатели, как интерес к профессии, личностные качества выпускника. Для достижения всех этих целей необходимы гибкое расписание и продуманные программы. Сегодняшний стандарт пока недостаточно развился в этой области. Пока очень много формальных ограничений. Я думаю, что скоро всё изменится. Главное — найти правильные баланс. Сейчас слишком большие усилия предпринимаются для поддержания статуса «хорошей» школы. Отсюда такая большая загруженность и напряжённая обстановка. Чтобы достичь успеха, надо снижать уровень напряжения внутри коллектива. Необходимо давать людям возможность реализовывать свою профессиональную деятельность без постоянных стрессов. Всё зависит от руководителей школ, администрации города и региона. Они должны создавать условия, в которых люди будут чувствовать себя хорошо.
Всегда говорили о пользе частых перемен. По мнению большинства педагогов, если ребёнок получает отдых каждые тридцать минут, значит, он будет быстрее усваивать новый материал. Однако последние исследования показали, что такой подход работает лишь частично. Ребёнку необходимо больше отдыхать, но нельзя считать идеальным вариант, когда урок идёт сменяется коротким перерывом. Лучше использовать чередование: сначала работа, затем полноценный отдых. Таким образом получается формат двухдневного рабочего цикла, который позволяет сохранить работоспособность организма в течение суток. Вот таким был рабочий цикл в Советских школах!
Перемена должна составлять минимум полчаса. Именно тогда у человека есть шанс восстановить эмоционально-психологическое равновесие. Он успокоится, зарядится энергией, настроится на продолжение учебной деятельности. Важно помнить, что ребёнок приходит в школу не для получения информации. Его задача — учиться думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Получение новых фактов происходит автоматически