Реклама 300×250
Что такое фразеологизмы и физическая культура? Объясняем детям
 
							Рассказываем о языке в играх для самых маленьких.
Фразеологизмы — это устойчивое сочетание нескольких слов со значением целого выражения. Например «тришкин кафтан» или «на чужом горбу». Ребёнок может услышать такие конструкции не только во время общения взрослых друг с другом.
Как узнать фразёлогизм?
Самый простой способ определить выражение как фразеологическое — заметить его неподвижность. Это значит точное расположение каждого элемента без возможности подмены другими словами того же порядка. Также стоит обратить внимание на изменённое исходное значение некоторых составляющих. Вот примеры фразэологизмов:
- «две руки протянуть», но нельзя сказать «протянуть две руки»;
- «от мала до велика», а если переставить порядок элементов — получится совсем другое;
- «как рыба в воде», а заменить рыбы на птицу будет неправильно;
- «горячая штучка», но не горячий человек.
Так называемые «живой язык» могут по-другому строиться в зависимости от региона или ситуации. В разговоре часто используются обороты типа «ноги так себе», «я вроде знаю». Такие варианты мы тоже можем назвать фразеологизмами, потому что они приобретают новые оттенки смысла при использовании определённых выражений. Неожиданные значения легко прослеживаются даже в детских стихах. Попробуйте вспомнить классику советской литературы!
Что означает слово «фразеология»?
Слово происходит от греческого καιρός (kairós), означающего время, случайность, момент времени. Оно связано также с понятиями «время», «погода», «удобный час», поэтому можно считать, что фразеология — это уместное употребление различных форм языка в конкретных обстоятельствах. Словно речь адаптируется к каждой отдельной ситуации и включает нужные элементы взаимодействия между людьми. А ещё этот термин используется в науке лингвистике. Изучает она языковые средства, которые придают высказыванию особую яркость, эмоциональность и другие характеристики. Всё дело в том, что люди общаются разными способами, используют разные виды речи. Поэтому учёным важно понять эти различия.
Чем интересны фразеологизмы?
Эти слова формируют стиль человека, помогают передать эмоции, создать образную картину происходящего. Для детей интересно разбирать их, чтобы лучше понимать смысл сказанного взрослыми и находить подходящие определения предметам вокруг себя. Разговоры должны включать больше живых понятий вместо сухого описания предметов. Конечно, когда вы рассказываете ребёнку историю, нужно использовать разнообразные формы речи. Но дети всё равно запоминают забавные обороты гораздо легче обыденной лексикой. Именно благодаря им ребёнок начинает говорить красиво, правильно, понятно окружающим людям. Процесс обучения идёт быстрее, ведь малыши хотят повторять красивые предложения. На самом деле многие фразы становятся просто неотъемлемой частью нашей повседневности. Они настолько привычны, что нам кажется странным думать над тем, откуда взялись те или иные слова.
Если ваш ребенок захочет сделать небольшой доклад о фразеологии в классе, вот несколько примеров, которых он сможет упомянуть. Или расскажите самостоятельно:
- Тришкин кафтан — уст., разговорн. Тоже самое, что и “косолапый”, “нескладный” или “кривобокий”. Тришка был плотником. Кафта́ном называют куртку со стоячим воротом. Тогда её обычно шили из домотканого сукна, иногда оно получалось кривым. Получается, что “шить кафтана́м” было бы неправильно, поэтому мастерам приходилось прятать дефекты ткани внутри одежды. Этим словом описывают вещи, сделанные плохо, непрочно или слишком мелко, например одежду, которая сидит на владельца очень свободно. Отсюда и появился оборот «тришкин кафтан». Он стал использоваться в значении “ничего особенного”, “обычный предмет”. Иногда эту фразу говорят в знак пренебрежения, говорящейся человеку. Она подчеркнута грубостью, оскорблением, раздражением собеседника. Т.е. произносится именно тогда, когда хочется обидеть другого человека.
- Птицы покидают гнезда весной после того, как появляется зелень и много еды. З